Образование

Учебный план

Аннотации к рабочим программам дисциплин. Рабочие программы
  • ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9 классы)
  • ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9 классы)
    • 1. Основная образовательная программа основного общего образования школы 16 (далее – ООП ООО) разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) и федеральной образовательной программой основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования".
      2. Содержание ООП ООО представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования уровня основного общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы. При этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией ООП ООО не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП ООО.
      3. При разработке ООП ООО школы 16 предусмотрено непосредственное применение при реализации обязательной части ООП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности и защиты Родины».
      4. ООП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
      5. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
      6. Целевой раздел ООП ООО включает:
      • пояснительную записку;
      • планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;
      • систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
      7. Содержательный раздел ООП ООО включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
      • рабочие программы учебных предметов;
      • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; • рабочую программу воспитания.
      8. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП ООО и разработаны на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения программы основного общего образования.
      9. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит: описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
      10. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
      11. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования.
      12. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
      13. Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
      14. Организационный раздел ООП ООО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы основного общего образования и включает:
      • учебный план;
      • календарный учебный график;
      • план внеурочной деятельности;
      • календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения.

  • Перечень реализуемых образовательных программ в 2024-2025 учебном году (1-9 классы)
  • Перечень реализуемых образовательных программ в 2024-2025 учебном году (1-9 классы)
  • Русский язык (1-4 классы)
  • Русский язык (1-4 классы)
    • Рабочая программа по русскому языку на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по русскому языку.
      На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
      Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения русского языка на уровне начального общего образования – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 часов, во 2–4 классах – по 170 часов.


  • Математика (1-4 классы)
  • Математика (1-4 классы)
    • Рабочая программа по математике на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по математике.
      На уровне начального общего образования математические знания и умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения математики на уровне начального общего образования – 641 час: в 1 классе – 165 часов (5 часов в неделю), во 2 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 3 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 4 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
      В 1-3 классах 1 час взят из части, формируемой участниками образовательных отношений.

  • Литературное чтение (1-4 классы)
  • Литературное чтение (1-4 классы)
    • Рабочая программа по литературному чтению на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по литературному чтению.
      Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
      Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлено на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения литературного чтения на уровне начального общего образования – 540 (4 часа в неделю в каждом классе): в 1 классе – 132 часа, во 2–4 классах – по 136 часов.

  • Окружающий мир (1-4 классы)
  • Окружающий мир (1-4 классы)
    • Рабочая программа по окружающему миру на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по окружающему миру.
      Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения окружающего мира на уровне начального общего образования ‒ 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

  • Изобразительное искусство (1-4 классы)
  • Изобразительное искусство (1-4 классы)
    • Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по изобразительному искусству.
      Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
      Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).

  • Музыка (1-4 классы )
  • Музыка (1-4 классы )
    • Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по музыке.
      Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
      В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие).
      Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения музыки на уровне начального общего образования – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).

  • Технология (1-4 классы)
  • Технология (1-4 классы)
    • Рабочая программа по технологии на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по технологии.
      Основной целью программы по технологии является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его созидания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений.
      В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения технологии на уровне начального общего образования – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).


  • Физическая культура (1-4 классы)
  • Физическая культура (1-4 классы)
    • Рабочая программа по физической культуре на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по физической культуре.
      Программа по физической культуре разработана с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
      Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладной-ориентированной направленности.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения технологии на уровне начального общего образования – 270 часов: в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

  • Английский язык (2-4 классы)
  • Английский язык (2-4 классы)
    • Рабочая программа по английскому языку на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по английскому языку.
      На уровне начального общего образования закладывается база для всего последующего иноязычного образования обучающихся, формируются основы функциональной грамотности, что придаёт особую ответственность данному этапу общего образования. Изучение иностранного языка в общеобразовательных организациях начинается со 2 класса. Обучающиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с обучающимися других возрастных групп.
      Построение программы по иностранному (английскому) языку имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения иностранного (английского) языка на уровне начального общего образования – 204 часа: во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

  • Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (4 класс)
  • Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (4 класс)
    • Рабочая программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО и Федеральной рабочей программы по ОРКСЭ.
      Культурологическая направленность программы по ОРКСЭ способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях народов Российской Федерации, формированию ценностного отношения к социальной реальности. Коммуникативный подход к преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и другие.
      Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по ОРКСЭ являются психологические особенности обучающихся, завершающих обучение на уровне начального общего образования: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Естественная открытость обучающихся уровня начального общего образования, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа (один час в неделю в 4 классе).

  • Иностранный (английский) язык (5-9 классы)
  • Иностранный (английский) язык (5-9 классы)
    • Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по английскому языку.
      Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания обучения иностранному (английскому) языку.
      Цели иноязычного образования формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и воплощаются в личностных, метапредметных и предметных результатах обучения. Иностранные языки являются средством общения и самореализации и социальной адаптации, развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним из средств воспитания гражданина, патриота, развития национального самосознания.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане школы 16 для изучения иностранного (английского) языка, – 510 часов: в 5 классе – 102 час (3 часа в неделю), в 6 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 7 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе –102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

  • Биология (5-9 классы)
  • Биология (5-9 классы)
    • Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по биологии, базовый уровень.
      Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
      • формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
      • формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
      • формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека;
      • формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
      • формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
      • формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
      Общее число часов, отведенных для изучения биологии в учебном плане школы 16, составляет 238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

  • Алгебра (7-9 классы)
  • Алгебра (7-9 классы)
    • Рабочая программа по математике базового уровня на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по математике. Реализация программы по математике обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.
      В соответствии с ФГОС ООО математика является обязательным предметом на данном уровне образования. В 5–9 классах математика изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5–6 классах – курса «Математика», в 7–9 классах – курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
      Общее число часов, отведенных в учебном плане школы 16 для изучения математики на уровне основного общего образования – 1122 часа: в 5 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 7 классе –272 часа (8 часов в неделю), в 8 классе – 272 часа (8 часов в неделю), в 9 классе – 204 часа (6 часов в неделю).

  • Вероятность и статистика (7-9 классы)
  • География (5-9 классы)
  • География (5-9 классы)
    • Рабочая программа по учебному предмету «География» на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по географии.
      География ‒ предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
      Содержание географии на уровне основного общего образования является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез на уровне среднего общего образования, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
      Общее число часов, отведенных для изучения географии – 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.

  • Геометрия (7-9 классы)
  • Геометрия (7-9 классы)
    • Рабочая программа по математике базового уровня на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по математике. Реализация программы по математике обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.
      В соответствии с ФГОС ООО математика является обязательным предметом на данном уровне образования. В 5–9 классах математика изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5–6 классах – курса «Математика», в 7–9 классах – курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
      Общее число часов, отведенных в учебном плане школы 16 для изучения математики на уровне основного общего образования – 1122 часа: в 5 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 7 классе –272 часа (8 часов в неделю), в 8 классе – 272 часа (8 часов в неделю), в 9 классе – 204 часа (6 часов в неделю).

  • Изобразительное искусство (5-7 классы)
  • Изобразительное искусство (5-7 классы)
    • Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по изобразительному искусству.
      Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
      Общее число часов, отведенных для изучения изобразительного искусства, – 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).

  • История (5-9 классы)
  • История (5-9 классы)
    • Рабочая программа по учебному предмету «История» на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по истории.
      Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
      Общее число часов, отведенных для изучения истории, – 357, в 5–9 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях, и в 9 классе предусмотрено еще 17 часов на изучение модуля «Введение в новейшую историю России».

  • Литература (5-9 классы)
  • Литература (5-9 классы)
    • Рабочая программа по литературе для 5-9 классов для предметной линии учебников В.Я. Коровина и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература», методического пособия для учителя к учебнику Коровиной В. Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. "Литература", учебного плана школы 16 Киселевского ГО
      В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития литературного образования в Российской Федерации.
      Рабочая программа педагога реализуется на основе:
      1. Литература (в 2 частях), 5 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
      2. Литература (в 2 частях), 6 класс/ Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и другие; под редакцией Коровиной В.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
      3. Литература (в 2 частях), 7 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
      4. Литература (в 2 частях), 8 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
      5. Литература (в 2 частях), 9 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и другие; под редакцией Коровиной В.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
      6. Методическое пособие для учителя к учебнику Коровиной В. Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. "Литература"
      Предметная программа по литературе обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения.
      ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
      Целями изучения литературы по программам основного общего образования являются:
      - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
      - формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;
      - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
      - развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
      - формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
      - воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
      - воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие коммуникативно- эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии.
      МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
      Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Также в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

      Количество часов на изучение предмета: 5, 6, 9 классы: в неделю – 3 часа, в год – 102 часа; 7, 8 классы: в неделю – 2 часа, в год – 68 часов. Всего – 442 часа. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
      Класс Количество часов в неделю Всего часов
      5 класс 3 102
      6 класс 3 102
      7 класс 2 68
      8 класс 2 68
      9 класс 3 102
      Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебно- методическое обеспечение

  • Математика (5-6 классы)
  • Математика (5-6 классы)
    • Рабочая программа по математике базового уровня на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по математике. Реализация программы по математике обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.
      В соответствии с ФГОС ООО математика является обязательным предметом на данном уровне образования. В 5–9 классах математика изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5–6 классах – курса «Математика», в 7–9 классах – курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
      Общее число часов, отведенных в учебном плане школы 16 для изучения математики на уровне основного общего образования – 1122 часа: в 5 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 7 классе –272 часа (8 часов в неделю), в 8 классе – 272 часа (8 часов в неделю), в 9 классе – 204 часа (6 часов в неделю).

  • Музыка (5-8 классы)
  • Музыка (5-8 классы)
    • Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по музыке.
      Изучение музыки необходимо для полноценного образования и воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
      Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
      Общее число часов, отведенных для изучения музыки, – 136 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю).

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России (5-6 классы)
  • Русский язык. Базовый уровень (5-9 классы)
  • Русский язык. Базовый уровень (5-9 классы)
    • Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
      Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
      Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
      Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
      Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности,
      патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
      овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
      овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

      совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
      совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
      развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

      Рабочие программы к линии УМК под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, С.Г.Бархударова и др. реализованы в учебниках русский язык 5-9 классов (авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, С.Г.Бархударов и др.)
      Количество часов на освоение курса по разделам:
      Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова) рассчитан на изучение русского языка 5 часов в неделю.
      Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.) рассчитан на изучение русского языка 6 часов в неделю.
      Учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.) рассчитан на изучение русского языка 4 часов в неделю
      Учебник «Русский язык. 8 класс» (С.Г.Бархударова, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.) рассчитан на изучение русского языка 4 часа в неделю. (1 час добавлен из части, определяемой участниками образовательных отношений)

      Учебник «Русский язык. 9 класс» (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов) рассчитан на изучение русского языка 3 часа в неделю.
      Формы контроля: контрольные диктанты и тестирование, классные и домашние сочинения, изложения, самостоятельные творческие работы, тематические тесты, словарные диктанты, исследовательские проекты.

  • Физическая культура (5-9 классы)
  • Физическая культура (5-9 классы)
    • Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по физической культуре.
      Основной целью программы по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической культуре данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
      Общее число часов, отведенных для изучения физической культуры на уровне основного общего образования, – 340 часов: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

  • Информатика. Базовый уровень (7-9 классы)
  • Информатика. Базовый уровень (7-9 классы)
    • Рабочая программа по информатике для 7-9 классов на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по информатике.
      Рабочая программа по информатике для 5-6 классов разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования и отражает образовательные традиции и опыт в изучении информатики, как предмета, имеющего междисциплинарный характер, поддерживающего изучение на профильном уровне математики, физики, экономики, реализации дополнительного образования технической направленности.
      Информатика в основном общем образовании отражает:
      сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
      основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
      междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
      Общее число часов, отведенных в учебном плане школы 16 для изучения информатики на базовом уровне, – 204 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю); в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю); в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

  • Основы безопасности и защиты Родины (8-9 классы)
  • Основы безопасности и защиты Родины (8-9 классы)
    • Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения программы базового общего образования, представленной во ФГОС ООО, федеральной рабочей программы воспитания, и предполагает непосредственное применение при реализации ОП ООО.
      Программа ОБЗР обеспечивает:
      четкое понимание учащимися проблем современной безопасности и способствует подрастающему поколению базового уровня культуры безопасного поведения;
      Прочное обучение обучает основным ключевым понятиям, обеспечивающим превосходство изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;возможность разработки и обеспечения у обучающихся умений и навыков, необходимых для улучшения жизни;выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности.
      В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечением непрерывности изучения предмета на уровне начального общего образования и преемственности учебного процесса на уровне среднего общего образования:
      модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»;
      модуль № 2 «Военная подготовка. Основы международных знаний»;
      модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
      модуль № 4 «Безопасность в быту»;
      модуль № 5 «Безопасность на транспорте»;
      модуль № 6 «Безопасность в общественных точках»;
      модуль № 7 «Безопасность в природной среде»;
      модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»;
      модуль № 9 «Безопасность в социуме»;
      модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»;
      модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
      Учебный материал систематизирован по сферам возможных рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; жесткие условия; коммуникационные связи и подключения; физическое и психическое здоровье; социальное взаимодействие и другие.
      В условиях современного исторического процесса с появлением новых региональных и региональных факторов, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России (критические изменения климата, негативные медико-биологические, экологические факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастают приоритетные вопросы безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства.
      При этой центральной проблеме безопасности жизнедеятельности остается сохранение жизни и здоровья каждого человека.
      Целью изучения ОБЗР на уровне базового общего образования является помощь учащимся в выполнении обязанностей по защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предусматривает:

      Общее число часов, отведенных для изучения ОБЗР в 8–9 классах, составляет 68 часов, по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.

  • Труд (технология) (5-9 классы)
  • Труд (технология) (5-9 классы)
    • Программа по технологиям интегрирует знания по разным учебным предметам и является одной из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного развития в реализации будущего.
      Программа по технологиям знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, техническими. В рамках освоения программы по технологиям происходит приобретение базовых навыков работы с современными технологическими средствами, освоение современных технологий, знакомство с мировыми профессиями, самоопределение и ориентация обучающихся в сущности трудовой деятельности.
      Программа по технологии робота раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и обеспечивает профессиональную ориентацию и самоопределение личности.Стратегическими документами, определяющими направление прогрессивного развития и методы обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология».
      Основной целью освоения технологий является достижение технологической грамотности, предельной компетентности, творческого мышления.
      Задачами курса по технологиям являются:
      владение основами, навыками и опытом деятельности в предметной области «Технология»;владение трудовыми методами и методами преобразования материи, энергии и информации в соответствиис поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических последствий, а также из личной и общественной безопасности;поддержка у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, поддержка к предложению и продуманность новых технологических решений;способствует использованию обучающимися навыков в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий;
      Развитие умений оценивает свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, методы работы оценивают их профессиональные предпочтения.
      Основной методический принцип программы по технологии: освоение сути и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построение и анализ надежных моделей.
      Программа по технологии построена по модульному принципу.
      Модуль «Производство и технологии»
      Модуль «Производство и технологии» является общим для рассмотрения к другим модулям. Основные технологии раскрывают понятия в модуле в системном виде, что позволяет осваивать их при внедрении в рамках других инвариантных и вариативных модулей. Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего курса обучения на уровне базового общего образования. Содержание модуля построено на основе постоянного знакомства обучающихся с технологиями, технологиями, материалами, производством и профессиональной сферой.
      Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
      В модулях в отдельных примерах представлены технологии обработки материалов по единой схеме: историко-культурное значение материала, экспериментальное свойство изучаемого материала, знакомство с инструментами, технологии обработки, организация рабочего места, правила безопасного использования инструментов и приспособлений, экологические последствия использования материалов и применения технологий. , а также характеризуют профессию. Материалы и технологии обучения используются в процессе выполнения учебного проекта, результатом которого будет производство продукции, используемое преподавателем. Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологий обработки материалов.
      Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
      В рамках данной модуля обучающиеся знакомятся с алгоритмами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементов, учатся применять чертёжные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими представлениями графических редакторов. , учатся создавать с их помощью тексты и рисунки, знакомятся со схемой конструкторской документации и графических моделей, владеют навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и рабочими методами подготовки чертежей, эскизов и технических чертежей деталей, выполнения расчётов по чертежам.
      Модуль «Робототехника»
      В модуле наиболее полно реализована идея конвергенции материальных и информационных технологий. Значимость данной модуля заключается в том, что при его освоении развиваются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами).
      Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
      Модуль в мере направлен на реализацию основных методических принципов модульного курса: освоение технологии идет неразрывно с освоением методологии познания, которая является моделированием. При этом технология связи с процессом познания носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить ее элементы и дает возможность использовать технологический подход при построении модели, необходимой для познания объекта.
      Общее измерение часов, предпочтительных для изучения технологии, – 272: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю). ), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

  • Обществознание (6-9 классы)
  • Обществознание (6-9 классы)
    • Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО и Федеральной рабочей программы по обществознанию.
      Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной организацией функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать обучающимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
      Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
      Общее число часов, отведенных для изучения обществознания – 136 часов: по одному часу в неделю в 6-9 классах.


Календарный учебный график

Оценочные и методические материалы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса

Рабочая программа воспитания

Численность обучающихся (воспитанников) по реализуемым образовательным программам
2024 - 2025 учебный год. Общая численность обучающихся: 444

    Начальное общее образование

    • Уровень образования, форма обучения:
      очная
      Общая численность обучающихся по программе:
      204
      За счет ассигнований федерального бюджета:
      0
      За счет бюджета субъектов РФ:
      0
      За счет местных бюджетов:
      204(в том числе иностранных граждан: 2)
      По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц:
      0

    Основное общее образование

    • Уровень образования, форма обучения:
      очная
      Общая численность обучающихся по программе:
      240
      За счет ассигнований федерального бюджета:
      0
      За счет бюджета субъектов РФ:
      0
      За счет местных бюджетов:
      240(в том числе иностранных граждан: 0)
      По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц:
      0

Языки, на которых осуществляется образование
  • Русский;

Уровни образования
Общее образование (уровни общего образования)
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
Дополнительное образование (подвиды дополнительного образования)
  • дополнительное образование детей;

Формы обучения
  • очная;

Нормативный срок обучения

1. Начальное общее образование (срок обучения 4 года) - 1-4 класс;
2. Основное общее образование (срок обучения 5 лет)- 5-9 класс.
По окончании обучения выдается аттестат государственного образца о получении основного общего образования.



Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?